Новый официальный веб-сайт Министерства цифровых технологий запущен в тестовом режиме по адресу digital.uz.Теперь Вы можете знакомиться с деятельностью Министерства через данный веб-сайт.
eye_icon
Телефон доверия
11-99 Все номера
img_icon
  • Развитие цифровых технологий – приоритетная задача
    25.12.2021

    В газете «Правда Востока» 25 декабря 2021 года, №261 опубликована статья под названием «Развитие цифровых технологий – приоритетная задача». 

    В статье даются комментарии специалистов о проделанной работе по развитию сферы информационно-коммуникационных технологий. 

    С газетным вариантом статьи можно ознакомиться по следующей ссылке.

     

    Развитие цифровых технологий – приоритетная задача

    Сегодня в Узбекистане осуществляется широкомасштабная работа по развитию сферы IT. О том, какая ведется работа в этом направлении, рассказали специалисты отрасли.

     

    Фарход ИБРАГИМОВ, директор Технологического парка программных продуктов и информационных технологий (IT Park):

    В числе приоритетных направлений цифровых реформ – развитие IT-предпринимательства. С этой целью в июле 2019 года организован Технологический парк программных продуктов и информационных технологий (IT Park). В технопарке созданы все необходимые условия для резидентов - развитая инфраструктура, консультационная помощь, налоговые и таможенные льготы.

    Создание IT Park, несомненно, придало импульс развитию отечественного IT-рынка. Так, по сравнению с 2017 годом число IT-компаний выросло более чем в два раза: со 147 до 505 субъектов. Соответственно, увеличилось и число специалистов, занятых в сфере ИКТ, – с 2,5 тысячи в 2017 году до 8,5 тысячи в 2021-м.

    С целью расширения масштабов деятельности IT Park и создания необходимых условий для IT-предпринимателей не только в столице, но и регионах открываются филиалы технопарка. К настоящему времени филиалы IT Park действуют в Андижане, Джизаке, Самарканде, Маргилане, Гулистане, Бухаре, Навои и Карши.

    Наглядным показателем развития IT-предпринимательства выступает рост экспорта IT-продуктов и услуг. В этом отношении можно отметить положительную динамику: если в 2017 году экспорт IT-продуктов и услуг  составлял всего 0,6 миллиона долларов, то уже по итогам 2020-го этот показатель вырос до 16,3 миллиона долларов. По итогам текущего года он достигнет 40 миллионов долларов. По запланированным расчетам на 2022-й год намечается удвоить эту цифру. А по итогам 2028-го – довести экспорт IT-продуктов и услуг до миллиарда долларов.

     

    Бахром ЗИЯЕВ, директор ГУ «Центр управления проектами электронного правительства»

    Главная цель цифровых реформ — создать удобства для граждан, сэкономить их время и средства. На решение этих задач и направлено система электронного правительства. С целью совершенствования системы E-Gov сегодня в Узбекистане осуществляется ряд проектов.

    В числе значимых проектов можно особо отметить Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz), посредством которого населению оказывается около 300 видов госуслуг. С целью создания еще больших удобств для граждан действует и мобильная версия ЕПИГУ, где в настоящее время оказывается порядка ста видов госуслуг.

    Одним из важных преимуществ ЕПИГУ является десятипроцентная скидка, благодаря чему последовательно увеличивается его доля в общем объеме оказываемых электронных госуслуг. Так, если в 2019 году населению было оказано порядка 2,8 миллионов госуслуг (26 процентов от общей доли), то по итогам 2020-го данная цифра уже выросла до 3,1 миллиона (32 процента). По результатам текущего года этот показатель составляет 8,4 миллиона (54 процента).

    Важнейшим компонентом цифрового развития выступают электронные взаиморасчеты. С этой целью полным ходом идут работы по совершенствованию Единой биллинговой системы, позволяющей гражданам проводить платежи за различные услуги в сфере ЖКХ, здравоохранения, строительства, образования и других.

    Растет и количество транзакций, осуществляемых в Единой биллинговой системе. Так, по итогам 2019 года их количество составляло 11,3 миллиона и в 2020-м увеличилось до 16,7 миллиона. По итогам текущего года этот показатель достиг 20,7 миллиона, что позволило сэкономить транспортные и бумажные расходы на 24,1 миллиарда сумов.

     

    Рустам КАРИМЖОНОВ, заместитель министра народного образования Республики Узбекистан

    - Важнейшая задача, без которой невозможна реализация поставленных задач – подготовка квалифицированных специалистов для сферы ИКТ. Следует отметить, что сегодня в республике осуществляется широкомасштабная работа по созданию достойных условий для молодежи, реализации их творческого и интеллектуального потенциала в сфере информационно-коммуникационных технологий.

    Создана комплексная система по подготовке IT-cпециалистов. Поэтапно по всей стране открываются специализированные IT-школы. Обучение ИКТ в рамках среднего специального образования ведется в профессиональных колледжах и создаваемых IT-техникумах. IT-специалистов высшего звена готовят Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий и его территориальные филиалы, Университет Инха в Ташкенте и Университет Амити в Ташкенте.

    Помимо этого, ведется работа по широкому обучению населения и молодежи ИКТ в масштабах республики. Так, по всей стране организуются учебные центры цифровых технологий, где местная молодежь получает знания и навыки по таким актуальным IT-направлениям, как веб-программирование, андроид-программирование, веб-дизайн,  робототехника, IT-English.

    Реализуются масштабные образовательные инициативы в сфере ИКТ, в том числе мегапроект «Один миллион программистов» (One Million Uzbek Coders). Словом, сегодня созданы все условия для полноценного IT-обучения молодежи, предоставления юношам и девушкам возможностей для реализации потенциала в этой сфере.

     

    Мураджан ЮЛДАШЕВ, начальник управления Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

    - Реализация цифровых реформ невозможна без создания современной телекоммуникационной базы. С учетом этого, перед работниками связи поставлена важная задача — модернизация существующих телекоммуникационных мощностей с внедрением современных технологий и средств связи. Это позволит повысить качество оказываемых телекоммуникационных услуг.

    В текущем году приняты комплексные меры по улучшению телекоммуникационной инфраструктуры. Было проложено порядка 50 тысяч километров оптовоколонных линий, в результате чего 67 процентов населенных пунктов по всей республике обеспечено высокоскоростной интернет-связью. В 1,5 раза повысилась пропускная способность сетей в областях и районах страны. В следующем году поставлена задача увеличить пропускную способность международных каналов связи с 1800 Гбит/с. до 3200 Гбит/с.

    С целью повышения доступности интернета последовательно снижаются цены за аренду внешних каналов связи для операторов и провайдеров. В течение пяти лет стоимость тарифов на интернет-услуги внешнего каналов для провайдеров снизилась в 10 раз: с 30,3 доллара в 2016-с до 3 долларов (32 тысячи сумов) в 2021 году. Согласно рейтингу британского портала Cable.co.uk, Узбекистан занял 21-е место среди 230 стран с самым дешевым интернетом.

    Одновременно с эти ведется работа по улучшению качества мобильной связи. Установлено более 10,4 тысячи базовых станций мобильной связи, благодаря чему скорость мобильной связи увеличена в 1,5 раза. Ведется модернизация существующих станций на основе 3G/4G-технологий. Отечественные мобильные операторы осуществляют меры по запуску 5G-технологий.

    Несмотря на это, существует цифровой разрыв между регионами. Поэтому проводимые реформы в области телекоммуникации направлены на улучшение условий в сельской местности, создание возможности для населения пользоваться качественными и доступными телекоммуникационными услугами.

     

    Алишер ФАЙЗУЛЛАЕВ, генеральный директор акционерного общества O‘zbekiston pochtasi:

    - Почта - один из наиболее распространенных видов связи. Она также служит средством социальной и деловой коммуникации. С учетом этого в стране проводится комплексная работа по реформированию системы почтовой связи.

    Одним из значимых событий, символизирующих качественные перемены в почтовой отрасли, стал ребрендинг почты. Новый бренд национального почтового оператора АО «O‘zbekiston pochtasi» - «Uzpost» представляет новые возможности для клиентов почты.

    Для улучшения сервиса и условий для работников почты ведется работа по реконструкции почтовых объектов в соответствии с современными требованиями, в том числе в части обеспечения их высокоскоростным интернетом. Укрепляется их материальная база за счет обеспечения современным грузовым автотранспортом и электроскутерами.

    Внедряются новые форматы работы с населением. Здесь можно отметить гибридную почту и автоматизированную систему по приему платежей и осуществлению денежных переводов «AVVAL».

    Серьезное внимание уделяется расширению спектра оказываемых услуг за счет активного оказания населению государственных, банковских услуг на почтовых объектах. Это, в свою очередь, создает удобства не только для граждан, но и способствует финансовому укреплению почтовых служб.

    Активно осваивается рынок электронной коммерции. В феврале этого года запущена торговая онлайн-площадка «UNISAVDO», дающая возможность выставлять на онлайн-продажу продукцию отечественных производителей и доставлять ее по всей республике.

    Готовятся к запуску фулфилмент-центры в Ташкенте и регионах, которые оказывают комплексные услуги по хранению, приёму и обработке заказов, комплектации, упаковке, доставке товаров заказчикам.