Tekst matni rus tilida !
Правила этического поведения работников Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан
Ташкент, 2018 г.
Настоящие Правила этического поведения работников (далее – Правила этики) Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан (далее – Министерство) разработаны на основании действующей Конституции Республики Узбекистан, Гражданского кодекса Республики Узбекистан, Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 02.03.2016 г. № 62 «Об утверждении типовых правил этического поведения работников государственного управления и органов исполнительной власти на местах» и других действующих нормативно-правовых актов Республики Узбекистан и представляют собой свод общих принципов и основных правил этического поведения работников Министерства в качестве государственного заказчика, независимо от занимаемой должности.
Правила этики направлены на предупреждение правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их совершению, воспитанию работников Министерства в духе высокого правового сознания, неукоснительного соблюдения действующей Конституции Республики Узбекистан и законов и других нормативно-правовых актов Республики Узбекистан.
Лица, поступающие на работу в Министерство ознакомляются с положениями Правил этики под роспись.
I. Общие положения
1. В настоящих Правилах этики используются следующие термины и определения:
имидж Министерства – представление клиентов, партнёров и общественности о престиже Министерства, качестве оказываемых услуг, известности, деловой репутации, надежности, информационной открытости, деловой активности;
меры дисциплинарного воздействия – взыскания (санкции) неимущественного и имущественного характера, виды, порядок и условия, наложения которых установлены в соответствии с действующим законодательством Республики Узбекистан и действующими положениями Министерства;
нанесение ущерба имиджу Министерства – распространение не соответствующих действительности ложных, недостоверных и порочащих сведений о деятельности Министерства и его работниках в устной или письменной форме, в том числе путем распространения в социальных сетях, приводящее к ухудшению общественного мнения и прочим негативным последствиям;
принципы этического поведения – обязательная для исполнения работниками Министерства совокупность норм, которые регулируют их личное и профессиональное поведение и направленная на защиту их от недобросовестного поведения;
стандарты антикоррупционного поведения – правила, содержащие перечень действий и мер, направленных на предотвращение и преодоление коррупционно опасных ситуаций и их последствий;
работник – работник Министерства, с которым заключен трудовой договор или договор гражданско-правового характера.
2. Работники обязаны соблюдать требования актов действующего законодательства и Правил этики в их профессиональной деятельности и в отношениях между собой и иными лицами. Соблюдение положений Правил этики является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности и служебного этического поведения работников.
3. Основными целями и задачами настоящих Правил этики являются:
обеспечение единообразного и правильного применения работниками принципов этического поведения;
предотвращение фактов нарушений принципов этического поведения, нанесения ущерба имуществу и деловой репутации;
формирование профессионально-этических стандартов антикоррупционного поведения.
4. Управления, отделы и должностные лица Министерства разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение нарушений принципов этического поведения, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению таких нарушений.
II. Основные принципы этического поведения
Глава первая. Основные принципы этического поведения
5. Нормы этического поведения базируются на основных принципах, вытекающих из обычаев делового оборота и наилучшей деловой практики.
6. Работники должны осуществлять свою профессиональную деятельность на основе следующих принципов:
неуклонное соблюдение действующего законодательства Республики Узбекистан в деловой практике и стандартов антикоррупционного поведения;
приоритет прав, свобод и законных интересов граждан;
преданность интересам государства, общества и Министерства;
открытость, добросовестность, справедливость, гласность и публичность норм этического поведения;
честность, добросовестность и доверие во взаимоотношениях;
недопущение конфликта интересов;
профессионализм работников Министерства;
информационная открытость;
терпимость, толерантность и высокая культура поведения и взаимоотношений.
Глава вторая. Неуклонное соблюдение действующего законодательства в деловой практике и стандартов антикоррупционного поведения
7. При исполнении служебных обязанностей работники обязаны строго и неуклонно соблюдать действующие законодательство Республики Узбекистан. Никакие ссылки на чрезвычайность ситуаций, политической, экономической целесообразности, а равно личные мотивы и иные субъективные причины не могут служить основанием для нарушения установленных действующими
В случае, если работнику станет известно о том, что своими действиями другой работник непреднамеренно нарушает или может нарушить действующее законодательство Республики Узбекистан или нормативные документы Министерства, то такой работник обязан проинформировать нарушителя о его действиях, о нарушении действующего законодательства и последствиях такого нарушения.
В случае, если работнику станет известно о намерении другого работника нарушить действующее законодательство Республики Узбекистан или нормативные документы Министерства, то такой работник должен принять все меры для предотвращения нарушения действующего законодательства, в том числе путем извещения работников, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства, также уведомить своего руководителя обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению правонарушений.
Руководители Министерства должны обеспечить недопустимость увольнения или преследования лиц в иной форме в связи с их обращением о фактах нарушения действующего законодательства либо за выраженное мнение и содержащуюся критику, а равно за выступление с критикой в иной форме.
8. Коррупционно опасным поведением применительно к настоящим Правилам этики считается такое действие или бездействие работника, которое в ситуации конфликта интересов создаёт предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и преимуществ, как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются работником, незаконно использующим своё служебное положение.
При исполнении своих служебных обязанностей, работники обязаны не проявлять и не оказывать предпочтения каким-либо лицам, группам или организациям, быть независимым от их влияния, учитывать права, обязанности и законные интересы граждан и не допускать фактов дискриминации.
Работникам необходимо исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими своих служебных обязанностей и исключать возможность какого-либо влияния на свою профессиональную деятельность.
Работнику независимо от занимаемого им служебного положения следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении
и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.
Нравственный долг предписывает работнику безотлагательно докладывать непосредственному начальнику или руководству Министерства о всех случаях обращения к нему каких - либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Необходимость формирования у работника навыков антикоррупционного поведения предусматривает сознательное возложение им на себя моральных обязательств, ограничений и запретов.
Нравственная чистоплотность, неподкупность работника, его преданность интересам Министерства, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения.
Глава третья. Конфликт интересов и меры по их предотвращению
9. Работники при исполнении ими своих служебных обязанностей
не должны допускать личную заинтересованность, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Конфликт интересов возникает в такой ситуации, когда работники имеют личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное
и беспристрастное исполнение ими своих служебных обязанностей.
Профессионально-этическое содержание конфликта интересов состоит в противоречии между служебным долгом и личной корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред званию работника Министерства.
Личной корыстной заинтересованностью работника признаётся возможность получения любой формы выгоды или преимущества для него или иных лиц, с которыми он связан служебными или неформальными отношениями.
Получение или вручение работникам подарков, вознаграждений, призов,
а также оказание разнообразных почестей, услуг (далее – подарков),
за исключением случаев, предусмотренных законом, могут создавать ситуации этической неопределённости, способствовать возникновению конфликта интересов.
Принимая или вручая подарок, работник попадает в реальную или мнимую зависимость от дарителя (получателя), что противоречит нормам профессионально - этического стандарта антикоррупционного поведения.
Общепринятое гостеприимство по признакам родства, землячества, приятельских отношений и получаемые (вручаемые) в связи с этим подарки не должны создавать конфликта интересов.
10. Для предупреждения конфликта интересов, нормы профессиональной этики предписывают работнику:
отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов;
незамедлительно проинформировать непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или об угрозе его возникновения;
прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;
противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня;
принимать меры по преодолению негативных последствий конфликта интересов.
Руководитель, получивший сведения о наличии конфликта интересов, обязан своевременно принять меры по его урегулированию.
Работники обязаны уведомить своего руководителя об участии в уставном капитале коммерческих организаций, в целях принятия мер по недопущению конфликта интересов.
11. Уклонение работника от обязанности представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, равно как и его нечестность при этом являются существенным условием возникновения конфликта интересов.
12. При назначении на должность и исполнении служебных обязанностей работник обязан заявить о наличии или возможности наличия у него личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей.
Глава четвертая. Конкуренция и антимонопольное законодательство
13. Министерство обязуется соблюдать требования действующего законодательства Республики Узбекистан о защите конкуренции. Министерство отказывается от каких-либо недобросовестных действий, направленных на получение преимуществ, ограничение конкуренции, ухудшение экономической деятельности других хозяйствующих субъектов или создание препятствий для выхода на рынок новых хозяйствующих субъектов.
14. Министерство не приемлет способы ведения бизнеса посредством недобросовестной конкуренции, в том числе:
проведение некорректных сравнений, умаляющих качество товаров и услуг других хозяйствующих субъектов, способных причинить им финансовые убытки или нанести ущерб деловой репутации;
введение в заблуждение о предоставляемых товарах и услугах, стоимости и условиях их предоставления;
незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и т.д.
15. Министерство соблюдает установленные действующим законодательством Республики Узбекистан требования к конкурсным процедурам, не заключает договоры в обход торгов, проведение которых обязательно, проводит конкурсы и аукционы на принципах соперничества, прозрачности и объективности.
16. Нарушение требований антимонопольного законодательства может повлечь за собой штрафы, а также административную и уголовную ответственность.
Глава пятая. Противодействие коррупции и ненадлежащие платежи
17. Министерство руководствуется действующими нормами антикоррупционного законодательства Республики Узбекистан, применимого к своей деятельности, для предотвращения возможных коррупционных рисков.
18. Под применимым антикоррупционным законодательством понимается действующий Уголовный Кодекс Республики Узбекистан и иные нормативно-правовые акты Республики Узбекистан.
19. Согласно нормам антикоррупционного законодательства, применимым к Министерству, работникам запрещается напрямую или через посредника осуществлять, предлагать, обещать или одобрять платежи в виде денежных средств или любых ценностей, а также предоставлять любую финансовую или иную выгоду, а также преимущество любым третьим лицам в связи с занимаемым ими служебным положением, оказывать влияние на их действия (обеспечивать бездействие) или побуждать или вознаграждать выполнение возложенных на них должностных или иных предусмотренных законом обязанностей ненадлежащим образом.
20. Работникам запрещено требовать, давать согласие на получение или получать любые платежи в виде денежных средств или любых ценностей, а также любую финансовую или иную выгоду или преимущество, если получение таких платежей, выгод или преимуществ само по себе является ненадлежащим выполнением или невыполнением должностных или иных предусмотренных законом обязанностей или является вознаграждением за ненадлежащее выполнение должностных или иных предусмотренных законом обязанностей.
21. Министерство разрабатывает и принимает меры по предупреждению коррупции, включающие в себя:
определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
сотрудничество с правоохранительными органами;
разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы;
ознакомление сотрудников с содержанием настоящих Правил этики;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
22. Работникам Министерства запрещается получение ненадлежащих платежей, то есть платежей в любом виде (денежные средства, комиссионные вознаграждения, подарочные сертификаты, услуги, скидки, займы) за предоставление преимуществ, решение вопросов, совершение административных процедур (в том числе ускорение, упрощение), если такие действия не предусмотрены действующим законодательством Республики Узбекистан.
Глава шестая. Процедура проверки и требования к профессиональной подготовке работников Министерства
23. Министерство обязано обеспечить высокий профессиональный уровень и компетентность своих работников и принимать меры для повышения их квалификации и профессиональной подготовки, а также по проверке профессиональной подготовки своих работников.
24. Работники обязаны добросовестно выполнять свои должностные обязанности, проявлять лояльность к своей организации, способствовать ее развитию и повышению уровня ее деловой репутации.
25. Министерство обязано принимать все меры, необходимые для нормального выполнения их персоналом должностных обязанностей, постоянной профессиональной подготовки и повышения квалификации своих работников, обеспечения их оргтехникой, учебно-методическими, справочными изданиями, нормативно-правовыми актами законодательства, документами Министерства и другими необходимыми материалами.
Глава седьмая. Информационная открытость
26. Одним из важнейших принципов деятельности Министерства является информационная открытость. Информационная открытость ограничивается исключительно рамками защиты служебной тайны Министерства, принципами этического поведения.
27. Работники обязаны принимать все меры к соблюдению конфиденциальности информации, ставшей им доступной в силу исполнения служебных (профессиональных) обязанностей.
Запрещается предавать гласности или без письменного разрешения правообладателя передавать третьим лицам на платной или бесплатной основе какую-либо информацию, составляющую служебную тайну Министерства.
28. Не допускается распространение ложных слухов и сведений, манипуляция фактами, распространение домыслов, сплетен и клеветнических измышлений, которые могут нанести оскорбление работнику, ущерб имиджу и деловой репутации Министерства.
Глава восьмая. Ответственность за нарушение положений
Правил этики
29. Нарушение работником положений Правил этики может являться основанием для привлечения лица к ответственности в порядке, установленным действующим законодательством Республики Узбекистан.
30. Соблюдение работником положений Правил этики учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие и другие должности.
31. Нарушения норм настоящих Правил этики рассматриваются специально созданной для этих целей Комиссией по этике.
32. Комиссия по этике создается из числа работников в количестве не менее пяти человек. Цели, задачи, функции, права, ответственность и другие вопросы организации деятельности Комиссии по этике определяются Положением о Комиссии по этике, утвержденным приказом министра.
33. После рассмотрения факта нарушения Правил этики Комиссией по этике выносится заключение о наличии (отсутствии) дисциплинарного или иного нарушения. Одновременно на рассмотрение министра вносится предложение о привлечении к ответственности работника, совершившего указанное нарушение. С учетом характера допущенного нарушения Комиссия может ограничиться предупреждением в отношении работника о недопущении нарушения Правил этики.
34. Работники имеют право на получение информации о допущенном ими нарушении, ходе его рассмотрения и представление доказательств в свою защиту, а также на обжалование решений Комиссии по этике в установленном законом порядке.
Глава девятая. Терпимость, толерантность и высокая культура поведения и взаимоотношений
35. Работники обязаны проявлять терпимость к иным, отличным от их, мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, полу, вероисповеданию, национальности. Они осознают и ценят право других жить в соответствии с собственным мировоззрением и служить ценностям множества самобытных культур, принимают, правильно понимают и уважают другие культуры, способы самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.
В своей профессиональной деятельности, в своем поведении и своим внешним видом работники обязаны также избегать любых проявлений неуважения и пренебрежения к устоявшимся в обществе нормам и традициям, и сложившейся культуре.
36. В общении работники обязаны проявлять взаимоуважение и терпимость. Категорически запрещается использование ненормативной лексики, угрозы и оскорбления.
III. Недобросовестная деятельность
37. Поведение, нарушающее установленные настоящими Правилами и другими нормативными документами Министерства принципы этического поведения, имеющие целью обеспечение условий добросовестности в деятельности работников, а также защиту их законных прав, интересов и деловой репутации признается недобросовестным.
38. Недобросовестное поведение работника, которое наносит ущерб имиджу Министерства, влечет за собой применение к нарушителю мер дисциплинарного взыскания в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка Министерства и Трудового кодекса Республики Узбекистан.
IV. Заключительные положения
39. Настоящие Правила этики вступают в силу с момента их утверждения и опубликования на официальном сайте Министерства.